Проект избы-читальни

Эскиз Антона Лавинского.

Изба-читальня в предлагаемом эскизном проекте представляет из себя сруб, поставленный по плану, состоящему из следующих помещений:
 
A) Террасы с крыльцом, над которым находятся две площадки, поддерживаемые четырьмя деревянными зафермованными столбами с двумя поставленными по диагонали лестницами. Первая площадка предназначается для трибуны и вмещает 5—7 человек. На этой же площадке находятся два громкоговорителя. Вторая площадка, сообщаясь с первой посредством приставной лестницы (на чертеже не указано), предназначена для установки метеорологических приборов, часов, мачты для прикрепления мешка, определяющего направление ветра, указателя стран света, антенны и флага.
 
Открытая терраса предназначена для занятий и чтения в летнее время, всего 4—5 месяцев в году, и является связью между улицей и избой, будя любознательность проходящих крестьян, — газетой, стенгазом и т. д.
 
При входе на террасу, на выступающем углу сруба, прикреплены щиты, на которых помещаются портрет Ленина, стенгаз, диаграммы и т. д.
 
Б) Холодных сеней с чуланом с двумя дверями, ведущими в зал для занятий и комнату для кружков.
 
B) Комнаты для кружков, предназначенной для занятий различного рода кружков, МОПР’а, ОДВФ и т. д. Здесь же помещается сельско-хозяйственный уголок, состоящий из шкафов-витрин, с образцами сельско-хозяйственных продукций, диаграмм и т. п. Во время лекций, кино-сеансов, вечеров, комната для кружков может служить раздевальной.
 
Г) Зала для занятий, служащего для лекций, докладов, спектаклей, кино-сеансов и т. д. Он вмещает стол справок, библиотеку, витрины, подмостки (подробней — смотр. в эскизном проекте внутреннего вида избы-читальни) и Д) Комната избача.
 
Крыша и углы избы-читальни окрашены в красный цвет, что подчеркивает революционное назначение ее, и, кроме того, делает избу издалека видной и отличимой.
 
Обработка входа зафермованными стойками, с одной стороны, является самой легкой конструкцией для поддержки площадок, а с другой, имея индустриальный вид, служит как бы смычкой городской и крестьянской культуры.

Искусство в быту. Приложение к журналу «Красная Нива», 1925 год.