Религиозные практики коренных народов России

1920 - е годы.

Обряд вызывания дождя. Дагестан, Хунзахский р-он, Хунзах. Аварцы. 1926. И 1264-9.

Праздник первой охоты у эскимоса Ята. Убиение собаки. Чукотский автономный округ, Провиденский р-он, пос. Унгазик. Азиатские эскимосы. 1927-1929. И 115-132.

Изображение шамана на дереве, перед ним – пища. Бурятия. Эвенки. Первая треть XX века. И 888-33.

Моление перед пробой хлеба. Кировская обл., Уржумский р-он. Мари (черемисы). Первая четверть XX в. 2313-44.

Принесение в жертву гуся. Кировская обл., Уржумский р-он. Мари (черемисы). Первая четверть XX в. 2313-50.

Изображение посредника между близнецами и духом-хозяином тайги. Хабароский край. Ульчи. 1927. 3618-148.

Обычное камлание против болезни. Кемеровская обл. Шорцы (кузнецкие татары). 1927. 3646-85.

Угощение умершего. Кемеровская обл. Шорцы (кузнецкие татары). 1927. 3662-95.

Мужчины колят жертвенного быка. Республика Хакасия. Качинцы 1928. 3729-14.

Портрет шамана с мальчиком. Республика Хакасия. Качинцы. 1928. 3729-52.

На перевале: привязывают ленточку - подарок духу-хозяину горы. Алтай, Шебалинский р-он, д. Улус-Черга. Телеуты. 1927. 4120-16.

Ярлыкчи Баронд Юстюков под изображением духа-посредника, рядом - календарь 12-ти летнего животного цикла. Алтай, Шебалинский р-он. Алтайцы. Первая четверть XX века. 4126-42.

Отец-ярлык отгоняет плеткой от больного ребенка злых духов . Алтай, Шебалинский р-он. Алтайцы. Первая четверть XX века. 4126-89.

Шаманка. Якутия (Саха). Якуты. Первая треть XX века. 4568-4.

Из архива Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого.