Проект здания центрального телеграфа и радио узла

Автор проекта Алексей Щусев.

Автор проекта Алексей Щусев.

ПЕРСПЕКТИВА

Участок земли, отведенный под здание Центрального Телеграфа, своей конфигурацией обязывал проектировщика использовать застройку его по периферии, дабы получить полный объем здания не свыше 240.000 м³ при общей высоте от пола подвала не свыше 35 м и при наличии площади участка, равного одному гектару.

Первый этаж, куда ведет главный вход, использован под операционные залы: кассы телеграфа для приема денег, кабинки, зал ожидания, кассы и коммутатор международной телефонной станции, помещения банка и почты.

В центре — прямо из вестибюля — зал ожидания, по бокам от главного входа — уборные для публики.

Этими помещениями исчерпывается вся площадь для публики, отделенная от непосредственного сообщения с рабочими помещениями Центрального Телеграфа. Оставшиеся площади первого этажа использованы под библиотеку, читальни и зал собраний, лаборатории и квартиры для служащих. Цокольные и подвальные этажи освещены со двора, где они являются уже полными этажами. Оба эти этажа отведены под раздевальни и входы для служащих (2.400 чел.), кухню, склады, мастерские, помещения для силовых установок, коммутатор, ясли, гараж, канцелярии и квартиры для служащих.

ФАСАД

Незастроенная середина участка образует обширный двор, разделенный широким проездом на две части, в который попадают с улицы Белинского через двое ворот. Непосредственно над первым этажем расположены спальни для ночного дежурства, казначейская, обширные канцелярии и проч. подсобные помещения. В этажах же соединительной галлереи между корпусами улицы Огарева и Белинского — уборные и лестницы с лифтами.

3 й и 4-й этажи высотою каждый более 7 м (7,60 и 7,30) почти целиком отведены под залы городской и иногородней корреспонденции. В этих залах установлены аппараты Бодо, Юза, Уитстона, Клопфера и др. Центральная сортировочная с распределительными щитами и наблюдательным пунктом расположена в центре этих зал над вестибюлем в остром углу здания.

Наиболее ответственным в настоящем проекте является расположение главных лестниц для быстрейшей подачи в рабочие залы 2.400 служащих. Кроме того, лестницы и другие подсобные помещения не должны затемнять собою стен здания, дабы не создавать темных углов, вредных для телеграфной работы. В проекте главные лестницы расположены в концах корпусов по улицам Огарева и Белинского, а также, как ранее упоминалось, в соединительном переходе во дворе между этими же корпусами.

Соединительная галлерея создает удобство близкого сообщения служебных помещений, отдаляет уборные от непосредственного соприкосновения с рабочими залами и улучшает конфигурацию двора, тем самым упрощая фигуру плана.

Фигура плана определяет разбивку фасадов без какой-либо маскировки внутренних помещений: в 2 верхних этажах обилие света, необходимого для аппаратов, выражена горизонталями стеклянных поверхностей. Этаж спален трактован, как антресоль, первый же этаж разбит вертикалями столбов.

ПЛАН 2-го ЭТАЖА

Острый угол над главным входом весь из стекла слегка вдавлен в линию тела здания и заканчивается вверху над парапетом горизонталями световых депеш для оповещения публики.

В основу конструкции здания по программе положен железо-бетонный каркас. Ширина корпусов принята в 20 м с проходами между столбами, по размерам аппаратов и обслуживающего их междупольного транспортера.

ФАСАД

Вентиляционные каналы приставлены к столбам в виде коробов, все же устройство вентиляционной проводки помещается над крышей в средней галлерее-канале. Система отопления — паро-водяная, помещение для котельной и складов топлива под поверхностью дворе. Ответственные части телеграфа — как-то: коммутаторная, генераторная, агрегатная помещены окнами во двор.

Вход для служащих с раздевальнями и контролем — с улицы Огарева, выход для них непосредственно во двор при одной обслуживающей вешалке.

Здание по своей программе — узко техническое, по конструкции соответствует принципам рационализма и экономики. Разбивка этажей, пропорция пролетов и столбов составляют сущность его архитектуры.

Современная архитектура. 1926. № 3.