Театр и быт — Борис Арватов

1. Современное художественно - производ­ственное движение выдвинуло идею, согласно которой театр должен стать фабрикой квали­фицированного человека и нового быта.

Было бы, конечно, совершенно нелепым, если бы театр, как особый вид обществен­ного творчества, не обладал как раз такими коренными, только театру присущими, воз­можностями (которые и заставили производ­ственников выдвинуть эту идею).

Очевидно, в театре всех времен и народов совершалась бессознательно для творцов обработка форм быта и человеческого действия под иллюзор­ной оболочкой зрелищности. Очевидно, если обратиться к истории те­атра, к истории актерского воспитания и сце­нического действия, — мы найдем, что театр создавал для каждого данного класса, каждой данной эпохи образцы людей в лице актеров и образцы быто-организации в формах поста­новок.

2. И действительно, театр даже буржуаз­ный, являлся не только восполнением реаль­ности, как всякое изображающее искусство, но и лабораторией этой реальности. Подобно тому, как живопись, не подозревая о своей технической роли, изобретала красящие вещества — подобно этому театр создавал для свое­го времени типы квалифицированных «чело­веков».

Несколько примеров:

А. Ярчайшие увлечения молодости, когда личность начинает формироваться и ищет се­бе образцовую школу человека, — это увлече­ния актерами и актрисами, — их манерой го­ворить, двигаться, вообще действовать.

Б. Законодатель мод, Париж, сделал сцену живой, действенной выставкой этих мод, — парижане одеваются под актеров. Существует целая литература, специально создаваемая для показывания костюмов.

В. Вся история буржуазного театра это ис­тория выработки сексуальных типов: мужчи­ны и женщины. Актер, как квалифицирован­ный мужчина, и актриса, как квалифициро­ванная женщина, — вот, собственно, кого вос­питывает буржуазный театр. Но, для него, для театра индивидуалистического, это и зна­чит формировать квалифицированного чело­века.

Г. Тот факт, что полуфеодальные эпохи приравнивали актрису к проститутке и лишь после долгой борьбы актриса становилась равной в обществе, — показывает, насколько театр шел впереди общества, будучи для него образцом и показывая ему дорогу. Первый этап женской эмансипации был совершен па театре.

Д. Точно также все новое в области быта и, главным образом, в области половых отно­шений, все т. н. «смелости» появлялись сна­чала на сцене и вообще, в актерской среде, лишь затем проникая в быт, как распростра­ненное и «принятое» явление.

З. Можно было бы привести сотни конкрет­ных примеров, многое множество других до­казательств. — Я ограничиваюсь вышесказан­ным, так как мне хотелось только проиллю­стрировать мою мысль.

Важно во всем этом вот что: современное производственно-театральное дви­жение не есть продукт субъективных хоте­ний, — оно является переводом на сознатель­но-организованные рельсы ТОГО, ЧТО ДО сих пор делалось хаотично, случайно, индивидуа­листически, а главное - бессознательно и под фетишизированным «покровом» самодовлею­щего сценического искусства.

Б. АРВАТОВ.
Журнал «Зрелища» № 3, 1923.