БУТАФОРСКОЕ
СЧАСТЬЕ

Проект «Бутафорское счастье» представляет собой слитную во времени галерею лиц наших соотечественников. Простые люди оказавшиеся по собственному желанию или волею случая в «предлагаемых обстоятельствах» (декорациях и интерьерах), частных салонов царского времени, фотокабинетов и фотоателье времени советского. Бутафория сиюминутно превращала обывателей в удачливых охотников, лихих шоферов, отважных пилотов, ловких наездников.
Фотография братьев Дижбан, Витебск, начало ХХ века.

Дмитрий Горячёв
Фотограф, автор книги «Бутафорское счастье».
Постановочная фотография не фиксирует мгновения текущей жизни, она предполагает создание некой неподвижной композиции по неписаным, но понятным и фотографу, и модели правилам. Её задачи — сохранение для будущего статичного, идеального образа человека.

Такая фотография является важным историко-культурным источником, она дает возможность проследить, как менялись на протяжении XX столетия одежда, причёски, позы, жесты, и — самое главное —представление людей о том, какими они хотят остаться на фотографии.

До развития массовой, т.н. любительский фотографии, поход в фотоателье являлся важным событием в жизни для представителей, пожалуй, всех сословий.

Само фотографирование при этом воспринималась как праздник, некое обрядовое действо: люди принаряжались, зачастую шли в ателье всей семьёй.

Собственно говоря, то, что мы видим на сохранившихся фотоснимках, — это праздничная церемониальная композиция, статичная театральная постановка. А какой же театр без декораций, без бутафории? Самым распространенным приемом для создания в фотоателье ощущения идеального пространства был «задник» с нарисованным на нем ландшафтом или интерьером. Это мог быть романтичный парк с беседкой, статуями и прудами, идиллический сельский пейзаж с мраморными лестницами, кипарисами и пальмами или роскошный дворцовый интерьер с колоннами и пышными портьерами. Если фотограф приезжал в деревню и не брал с собой никакого «задника», то в качестве фона к стене избы часто прибивались занавески, одеяла, даже половики. Обязательно должна была присутствовать хоть какая-то декорация…

Не меньшее значение имели и включаемые в композицию вещи, как настоящие (мебель, посуда, музыкальные инструменты), так и бутафорские (замшелые валуны из папье-маше, шикарные букеты из бумаги, автомобили и самолеты из дерева). Зачастую они являлись неким кодом, сложившимся стереотипом какого-то понятия, которое по замыслу фотографа надо было отразить на фотографии. Например, непременный атрибут детства — деревянная лошадка, сменившаяся затем трехколёсным велосипедом, символ утонченности — лира, а мужественности — шашка. Аллегория технического прогресса — автомобиль, а романтичности — лодка с надписью «Купидон».

Наивная непосредственность некоторых подобных фотокомпозиций вызывает порой умиление, граничащая с восторгом. Взять, например, такую: барышни в полушубках и валенках изображены на фоне «задника» с пальмами. Или молодой человек и девушка сидят в настоящей лодке, которая стоит в ателье прямо на паркете. При этом все делается на полном серьезе: взрослые люди сосредоточено держатся за штурвал нарисованного корабля или машут платочком из выпиленного из фанеры самолёта.

В наши настоящая постановочная фотография ушла в основном не периферию, каждое лето я вижу подобные фотоателье под открытым небом на набережных приморских крымских городов. Ну а старые фотографии такого плана не встретишь в музеях или архивах, их можно найти лишь в семейных фотоальбомах на блошиных рынках, да в нескольких частных коллекциях.
Неизвестный фотограф, Ленинград, 12 мая 1934 года.
Неизвестный фотограф, конец 1940-х.
Неизвестный фотограф, 1930-е.
Фотография С. Бермана, Бердянск, Таможенная площадь, Таврическая губ, начало ХХ века.
Фотосалон «Ренессанс» А. Краснова, Одесса, Ришельевская ул., д. 27, 1900-е.
Неизвестный военный фотограф, 22 апреля 1917 год.
Неизвестный фотограф, Начало 1930-х годов.
Неизвестный фотограф.
Неизвестное фотоателье, 1950 год.
Неизвестное фотоателье, Северный Кавказ, начало 1930-х годов.
В 2015 году, издательство «Красный матрос» выпустило
книгу-фотоальбом «Бутафорское счастье», где представлены уникальные фотографии из частных собраний соседствуют
с текстами известных петербургских художников, писателей
и фотографов: Владимира Шинкарёва, Дмитрия Горячёва,
Ирины Дудиной, Юрия Молодковца, Сергея Носова,
Виктора Тихомирова, Андрея Чежина и др
Благодарим Дмитрия Горячёва, за предоставленные фотографии и книгу.
Подпишитесь на нас: ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм.
Смотрите также:
Рекомендуем:
Журнал «Тогда» и Мастерская Ильи Старкова.
Использование материалов только с разрешения авторов.

Made on
Tilda