Задание на проектирование студенческого Дома-коммуны

В 1929 году Московское бюро пролетарского студенчества разработало задание на проект студенческого дома-коммуны, который был размножен и отправлен в профкомы ВУЗов, рабфаков и техникумов Московской области:

Учитывая в настоящее время усиленное наступление антисоветских элементов на классовые позиции пролетариата как в деревне, так и на других фронтах нашей общественности, в частности в ВУЗах, коренную перестройку нашего хозяйства, идущие усиленным темпом социалистического строительства, и громадную роль пролетарского студенчества в этом строительстве, Московское Бюро Пролетарского Студенчества считает, что в деле подготовки кадров коллективизация студенческих масс является одной из первых и важных задач в деле общественно-политического воспитания студенчества. Отсюда вытекает, что при строительстве студенческих общежитий необходимо придерживаться проекта постройки «Дома Коммуны». При этом МБПС считает, что для обеспечения коллективизации производства - академической учебы - необходимо заранее рассчитать контингент студентов-коммунаров. Целесообразно этот контингент на первое время определить студентами с/х., технических, экономических ВУЗов из состава существующих коммун и коллективов, показавших свою жизнеспособность.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОМА КОММУНЫ

1. В основу кладется принцип коммунального использования личной площади студента в общежитии. За счет универсальной комнаты создается ряд помещений общего пользования (создаются взамен: спальная кабина, чертежная, комната занятий, библиотека, клубные помещения и др.).

2. Деление помещений проводится по специализации вмещаемых бытовых процессов как-то: сон, принятие пищи, физкультура, учеба, отдых и проч.

3. Исходным положением является экономическое равенство коммуны и благоустроенного общежития, определяемого ориентировочно 50 кубометров здания на 1 коммунальника.

4. В основу подбора живущих кладется общность их учебных интересов (коммуна техников, коммуна медиков, коммуна музыкантов и проч.).

 

УСТАНОВКА В РАЗРЕШЕНИИ БЫТОВЫХ МОМЕНТОВ

1. Вопрос собственности

Принимая во внимание, что все необходимые потребности будут удовлетворены коммунальным хозяйством и обслуживанием, в собственных вещах нет нужды.

Собственность сохраняется на одежду, на карманные предметы и временно (впредь до полной специализации коммун) на учебные пособия.

Прозодежда для сна- коммунальная.

2. Вопрос семьи

Семья, как замкнутая ячейка, не существует в коммуне. Дети изолируются в соответствующие помещения (ясли, детский сад и проч.). Родителям, равно как и другим членам коммуны, доступ в детские помещения открыт. Ввиду того, что и муж и жена являются равноправными членами коммуны, для них обязательно исполнение общего регламента. В остальном они предоставлены самоопределению.

3. Обслуживание

Трудоемкое обслуживание или требующее применения специальных орудий и машин (кухня, парикмахерская, пошивочная, обувная, работы с пылесосом и др.) производится специальным техническим штатом.

Элементы самообслуживания вводятся в быт лишь в целях самовоспитания. Время, затрачиваемое на это, должно быть минимально, чтобы не мешало производительности умственного труда студента.

 

ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ БЫТОВЫХ ПРОЦЕССОВ И ПОЯСНЕНИЕ К НИМ

1. Сон

Помещения сна рассчитываются на 100 % живущих. За счет отбывающих на производственную практику размещаются гости, подшефные рабочие или крестьяне, а также родственники.

Спальные кабины, при условии достаточной вентиляции, предпочитаются общим спальням, которые следует применить лишь в случае экономического выигрыша в площади.

Число совместно размещенных в кабине должно быть не менее двух и не более четырех. Парную кабину предпочесть по той причине, что в этом случае отпадет учет и проведение стационарной пропорции между холостыми и женатыми.

Вблизи спален разместить помещения для утренней и вечерней зарядки, души, умывальные, уборные и гардероб для хранения личного и ночного платья. Планировка помещений должна обеспечивать возможно более загрузку помещений путем очередности (до пяти очередей), одновременно устраняя сутолоку рациональным распределением выходов.

2. Дети

В контакте со спальным корпусом должен быть детский, заключающий ясли с детьми до 3-летнего возраста включительно.

Детский дом для детей старшего возраста не устраивать, так как предполагается, что к моменту въезда в коммуну ее члены бездетны. Необходимо все же предусмотреть в будущем расширение детского корпуса.

Детский корпус должен иметь особо благоприятные гигиенические условия, зеленые насаждения, удобную площадку и проч.

Расчетное число детей — 5 % от всех живущих.

Вспомогательные помещения в детском корпусе по имеющимся нормам.

3. Принятие пищи

Группа помещений принятия пищи заключает столовую на одновременное размещение 25 % живущих, буфет, кухню, кладовые для провизии, талонную, мойку, заготовочную и проч., соответственно 100 % живущих и 25 % одновременно принимающих пищу.

Столовая должна иметь удобное сообщение с вестибюлем, спальной группой и группой отдыха. Кладовая должна иметь отдельный выход наружу.

4. Учеба

Учебная группа состоит из общей комнаты занятий с возможностью подразделения ее на меньшие участки для групповых занятий. Одновременно предусматриваются кабины для индивидуальных занятий. Кроме того, должны иметься чертежная и библиотека с читальным залом и соответствующими вспомогательными помещениями.

5. Отдых.

Общий зал совместного отдыха с размещением эстрады для лекций, вечеров самодеятельности и гастролей передвижных театров (синяя блуза и др.), танцев, снарядовой гимнастики, для приема гостей и проч.

Размер зала из расчета на 50 % живущих.

Разместить поблизости помещения кружков и студий: ИЗО, музыкальные, хоровые, драматические, фото, политические, литературные, производственные, научные и др.

6. Обслуживающая группа

1.    Медицинский пункт с дежурством врача.
2.    Парикмахерская.
3.    Прачечная.
4.    Швейно-починочная.
5.    Обувная.
6.    Ремонтная мастерская.
7.    Газоубежище.
8.    Телефон и почта.
9.    Сберкасса.
10.    Справочная.

7. Управление хозяйством (помещения)

1. Местный комитет.
2. Управл. делами и канцелярия.
3. Бухгалтерия.
4. Машинистки.
5. Завед. хозяйством.
6. Материальная часть.

Квартир для служащих не предусматривать.

Примечание: Экономическое равенство коммуны и общежития повышенного типа выражается на одного живущего: спальная кабина + учебная группа + зал совместного отдыха = комната общежития.

Так как на 1 живущего в комнате общежития дается 6 кв. м площади, то ориентировочно, считая, что площадь, необходимая для сна, может составить лишь половину, т.е. 3 кв. м, остающиеся 3 кв. м распределяем поровну между учебой и отдыхом.

Общая кубатура здания, как сказано ранее, не должна выходить за пределы 50 кубометров на одного живущего.

В заключение МБПС предлагает в срочном порядке данный материал обсудить на студенческом активе, профсобраниях, в общежитиях, коммунах и коллективах, на специальных диспутах, освещая его как в своих газетах, так и в «Комсомольской правде», журнале «Красное студенчество».

Результаты обсуждений, решений по данному вопросу необходимо сообщить в МБПС.

Председатель МБПС МОСПС: Иванов

Председатель Культкомиссии МБ: Овсянников

Верно — Технич. секретарь Тараканова.