Деревенский киоск. Проект — макет
Советизация деревни идет различными путями. Трактор и электрификация, кооперирование сельского населения, новые способы культурной обработки земли, политико-просветительная работа и многое другое — все в целом — составляет ту колоссальную социально-культурную деятельность, которую развивает в деревне Советская власть, партия и пролетарская общественность.
Вовлеченные в строительство новых общественных и хозяйственных форм крестьяне — в силу недостатка средств — продолжают пребывать в старых условиях домашнего быта двора-избы, и даже их общественные очаги, которые становятся уже неотъемлемой частью советской деревни (избы-читальни, клубы и прочее) так же остаются архитектурно неоформленными.
Деревенский киоск. Проект — макет. Конструктивист Алексей Ган
В деревнях-селах по прежнему только церковь является, так сказать, архитектурным местом. Ей нет соперника здания в деревне, которое бы своим пребыванием в архитектурной среде сельских строений агитировало за новый быт деревни.
Учитывая наше экономическое положение и понимая, что в данное время трудно подойти к практическому осуществлению постройки новых зданий даже для общественных нужд деревни, хочется хотя бы в самых скромных размерах подойти к этой задаче вне очереди.
Настоящими соображениями и руководствовался автор проекта.
Киоск сконструирован так.
В смысле функционального назначения в нем должны увязаться две формы деятельности: торговая и общественная. Торговая — по сбыту литературы, писчебумажных материалов и принадлежностей; общественная — по обслуживанию местного населения культурной связью деревни с городом, через почту, радио и кино-экран. Кроме того, киоск должен стать центральным местом для массовых форм рабочекрестьянской общественности.
Внешний вид его представляет из себя треугольник (план) со срезанными углами и скошенными фасадными плоскостями.
Треугольник вызван теми обстоятельствами, что улицы деревни в большинстве не организованы, а установка его не должна рассчитывать на особое для себя планирование местности.
Сооружение же должно быть в одинаковой мере видно со всех точек зрения полно и ра́вно.
Трех-ярусное построение по вертикали и трех-линейное разделение самого плана по горизонтали, также вызваны рабочими функциями киоска.
Фасадные плоскости срезаны для того, чтобы сток воды и сползание снега происходило в трех направлениях, а не в шести. Это дало возможность расширить кубатуру второго яруса и использовать ее под помещение для товара.
Материальное оформление — дерево, листовое железо и стекло.
Андрей Новиков
Современная архитектура. 1926. № 1.