В лучах критики. Выпуск 2. Леонид Утёсов
Читаем отзывы советских граждан о популярной музыке 1920–1930-х годов и слушаем эту музыку.
Юрий Хоменко:
«Недавно Л. Утесов со своим теа-джазом «удостоил» своим посещением Харьков. Перед началом выступления «любитель публики» (в кавычках) Утесов счел нужным сказать маленькую речь в защиту музыки-джаз: эту «веселую, бодрую и жизнерадостную музыку эпохи индустрии» он противопоставлял творчеству «феодалов-классиков».
Под конец этот наглый халтурщик заявил, что он борется за свое детище со многими врагами (кто эти враги?).
Что же представляло собой само выступление Утесова? — Кривляние, шутовство, рассчитанное на то, чтобы «благодушно» повеселить почтеннейшую публику. Все это сопровождалось ужасным шумом, раздражающим и подавляющим слух. Уходя из театра, слушатель уносил с coбoй чувство омерзения и брезгливости от всех этих похабных подергиваний и пошлых кабацких песен.
На это безобразие должна обратить внимание вся советская общественность. Необходимо прекратить эту халтуру. Нужно гнать с советской эстрады таких гнусных рвачей от музыки, как Леонид Утесов и компания».
Слушаем композиции «Лимончики», «С одесского кичмана» и «Гавайскую румбу», которые вошли в первые джазовые программы Утёсова.
***
Публикуется по книге «Довести до конца борьбу с нэпманской музыкой», 1931 года.
На обложке Леонид Утесов с участниками своего джаз-бэнда, 1930-е.
Из фондов МИРА коллекция