Делаем стулофон

Инструмент для шумового оркестра. Изобретен рабочим Научно-исследовательского института связи Мораховским.

Если имеется металлическая гитарная или балалаечная струна, два гвоздя средней величины и жестяная коробочка из-под зубного порошка, то в пять минут можно соорудить оригинальный струнный инструмент, на котором можно играть медиатором, как на мандолине или домре.

Гвозди сгибаются в виде крючков, так чтобы ими можно было зацепить за спинку или за нижний обод обыкновенного венского стула. К крючкам тщательно прикрепляют струну. Затем зацепляют один из крючков за нижний обод стула под сидением, а другой за спинку стула. Как только крючки прицеплены, верхний крючок понемногу передвигают по спинке к середине. Так как средняя часть полукруглой спинки стула выше, чем ее боковые части, струна при передвижении верхнего крючка будет натягиваться все сильнее и сильнее, а, следовательно, тон ее будет все выше и выше.

Таким образом струну можно легко настроить под любой инструмент, если стулофон участвует в каком-либо оркестре или ансамбле. Если на нем играют соло, струну настраивают в тон произвольной высоты.

Во время игры стул с натянутой струной кладется на колени так, чтобы спинка его была на левой стороне, а струна сверху. В правую руку берут медиатор, а в левую руку коробочку из-под зубного порошка. Играя медиатором, как на мандолине или домре, и в то же время прикладывая угол коробочки к разным местам струны, получают тоны различной высоты: низкие, когда коробочка прикладывается к левой (ближайшей к спинке стула) части струны, и высокие, когда к правой (ближайшей к сиденью) части струны. Коробочка изменяет высоту тона и одновременно является так называемым «резонатором» — тем самым, чем в обычных инструментах является кузов.

Беря жестяные коробки различных размеров и открывая или закрывая крышку их, можно получать самые различные тембры (оттенки) звучания.

После игры крючки отцепляются от стула, струна свертывается и укладывается в коробочку.

У стулофона нет заранее настроенных под рояль тонов, как, например, у бутылок или ксилофона, нет у него также и ладов, какие имеются, например, у балалайки или мандолины. Поэтому по нотам на нем играть очень трудно, и приходится играть только по слуху. При небольшой практике на стулофоне можно довольно быстро научиться подбирать несложные певучие мелодии.

Публикуется по книге «Музыкальные инструменты», 1935 года. Из собрания МИРА коллекция