В лучах критики. Выпуск 3. Гиньоль

Читаем отзывы советских граждан о популярной музыке 1920–1930-х годов и слушаем эту музыку. 

 

Эстрадовед и драматург Сергей Воскресенский критикует «песенки гиньоль» на советской эстраде.

В первые годы революции необыкновенное распространение имели песенки, воспевавшие всякие кровавые события, самоубийства и убийства, главным образом, на романтической подкладке.

Таковы, напр., «Джон Грей», «Шумит ночной Марсель», «Синкопэт», «Шелковый шнурок» и др.

Здесь мы условно называем этот род песенок гиньоль.

Были целые циклы песен, воспевавших поножовщину, и популярные исполнительницы этих песен, в роде Загорской, жанр которой определяется, как жанр песен улицы.

К этому циклу принадлежали почти все песенки Тагамлицкого. Из песен улицы наиболее известны: «Ну-ка, Трошка, двинь гармошку», «Папироська моя, что не куришься», «Вьюга» и др. Рецидивом этого рода песен является довольно распространенная в наши дни одесская воровская песня, правда, более близкая к подлинному люмпенскому творчеству, чем стилизация Тагамлицкого — «С одесского кичмана — бежали два уркана»...

Попытки легализовать жанр песен улицы встречались сравнительно недавно. Однако, их очень немного. Образцом может служить песенка «Беспризорная» (слова Осенина, музыка Л. Рохмана):

«Ох, ты ночка, моя ночка, ночка черная,
Ты найди мне потемнее уголок.
Я девчонка, сиротка беспризорная,
На ночлег не настреляла пятачок».
Рефрен: «Что теперь, как лютый зверь, я шатаюся,
И с одною со шпаною только знаюся.
Каждый вечер выхожу я на прогулочки,
Эх, в переулочки, да в закоулочки...»

Поток песенок гиньоль в наши дни иссяк. Однако, актеры не захотели расстаться с готовой музыкой и занялись приспособлением упадочных вещей на революционный лад. Что из этого получилось, мы можем видеть хотя бы из следующих примеров:

«ДЖОН ГРЕЙ».
Слова К. Подревского.
Музыка М. Блантера
«Джон Грей — рабочий с дока.
Работы в доке много.
Строго глядит он, на бок сдвинув кэпи.
В небе столбом густым
Над ним встал фабрик дым...
И важен, как бульдог, премьер покинул док.
Вам впрок про док рассказ: как раз в сезон...
Персон всех вон: пусть бросят свой фасон.
Народ возьмет всю власть на свой манер,
Как это, например,
У нас в СССР».

Или —

«ШУМИТ НОЧНОЙ МАРСЕЛЬ»
«Шумит ночной Марсель.
В притоне «Трех бродят»
Там пьют дешевый эль.
И курят женщины отравленный табак.
На всем печать цепей
Тяжелых черных дней,
Там призраки теней
В труде измученных, обманутых людей.
Не даром по ночам
Владельцы кабаков
В угоду богачам
Держали в заперти затравленных рабов.
За то, что ночь в подвале
Смеялись и плясали,
Весь месяц голодали
Они потом.
Скоро будем без оков,
И рассеется туман.
И владельцам кабаков
Не поможет их обман.
И когда пора придет,
То настанет наш черед,
И за травлю по ночам
Отомстим мы богачам».

Некоторым ответвлением этого рода песен являются кабацкие песенки, не заключающие в себе мотива убийства или самоубийства, но родственные гиньолю, так как их сюжет неразрывно связан с кабаком, пьянством и пьяным разгулом.

Таковы: «Нэлли», «Дочь Селестена», «Фаншетта» и др.

***

Публикуется по книге «Эстрадные жанры», 1930 года. МИРА Коллекция
Отдыхающие. Фото. МИРА Коллекция