Конкурсный проект крытого рынка в Москве

Автор проекта Моисей Гинзбург при участии Владимира Владимирова. 1926 год.

Рынок разделен, согласно заданию, существующим переулком на две части: 1) пищевых продуктов и 2) продуктов широкого потребления. В двух внутренних торцах — контора рынка, банк и столовая. В подвале склады и холодильники. Два в'езда в подвал с наклонными плоскостями позволяют легко загружать склады при помощи грузовиков или подвод. Легкий наклон спусков, ширина проездов, угол поворотов,— все это рассчитано с целью дать возможность двум автомобилям свободно разъехаться. Системой внутренних лестниц осуществлено сообщение между подвалом, 1 и 2 этажами.

Рыночное помещение представляет собой продольные проходы для публики, по обеим сторонам которых — места торговли, изолированные друг от друга тонкими железобетонными стенками и от проходов — спускными металлическими шторами.

При поднятых шторах рынок представляет собой два громадных зала, при спуске (механическом) штор — множество (около 800) отдельных наглухо изолированных помещений. Продольные проходы приняты в проекте, как дающие возможность наиболее экономного использования полезной площади лавок. Основных мест входов в рынок имеется 10. Расположены они в местах наибольшего движения публики в окружающих улицах, в целях наиболее равномерной загрузки рынка.

Освещение рынка — наклонными рядами стекол над проходами для публики. Окна металлические с механическим затвором. В летнее время, открытые — они осуществляют необходимую вентиляцию рынка при любом направлении ветра. В зимнее время — из двух полос окон каждого ряда открываются верхние. Горизонтальные площадки служат для удобства очистки от снега, ремонта стекол и крыши.

Материал — железо-бетон, железо и стекло.

Все части стандартизованы и могут быть выполнены заводским путем и собраны на месте.

Основным моментом композиции служило рациональное размещение проходов и мест торговли и экономное использование материала. Поперечный разрез получил свое начертание из следующих соображений:

  1. желание дать внутреннее объемное содержание (кубатуру) минимальным. На 1 кв. метр площади лавок достигнуто в одной части 19,5 кб. м. и в другой 21,5 кб. м.;
  2. желание осуществить покрытие, с которого бы легко стекали атмосферные осадки и очищался снег. При чем поверхность застекленного покрытия наклонена под углом, обеспечивающим самостоятельное сползание снега;
  3. желание осуществить перекрытие большого пролета при помощи крайне небольших составных металлических частей, стандартизованных и легко собираемых на месте. Так весь пролет разбит на 11 частей, из которых 5 — металлические фермы (каждая по 6 метров), несущие застекление, а 6 — горизонтальные площадки рабочего назначения, каждая по 4 метра в пролете. Любой из этих стандартизованных элементов обоими своими концами опирается на вертикальные железобетонные опоры, между которыми в 1-м этаже расположены два места торговли, а во 2-м — одно место торговли и один проход для публики.

Таким образом, внешнее оформление рынка, вытекающее целиком из общего приема расположения и системы поперечного разреза, — является непосредственной функцией всех этих предпосылок, результатом наиболее простой и экономной организации, осуществляемой наиболее современными методами индустриализованного строительного производства, т. е. путем заводского изготовления стандартизованных частей.

Современная архитектура. 1926. № 2.