Театр и быт — Борис Арватов
1. Современное художественно - производственное движение выдвинуло идею, согласно которой театр должен стать фабрикой квалифицированного человека и нового быта.
Было бы, конечно, совершенно нелепым, если бы театр, как особый вид общественного творчества, не обладал как раз такими коренными, только театру присущими, возможностями (которые и заставили производственников выдвинуть эту идею).
Очевидно, в театре всех времен и народов совершалась бессознательно для творцов обработка форм быта и человеческого действия под иллюзорной оболочкой зрелищности. Очевидно, если обратиться к истории театра, к истории актерского воспитания и сценического действия, — мы найдем, что театр создавал для каждого данного класса, каждой данной эпохи образцы людей в лице актеров и образцы быто-организации в формах постановок.
2. И действительно, театр даже буржуазный, являлся не только восполнением реальности, как всякое изображающее искусство, но и лабораторией этой реальности. Подобно тому, как живопись, не подозревая о своей технической роли, изобретала красящие вещества — подобно этому театр создавал для своего времени типы квалифицированных «человеков».
Несколько примеров:
А. Ярчайшие увлечения молодости, когда личность начинает формироваться и ищет себе образцовую школу человека, — это увлечения актерами и актрисами, — их манерой говорить, двигаться, вообще действовать.
Б. Законодатель мод, Париж, сделал сцену живой, действенной выставкой этих мод, — парижане одеваются под актеров. Существует целая литература, специально создаваемая для показывания костюмов.
В. Вся история буржуазного театра это история выработки сексуальных типов: мужчины и женщины. Актер, как квалифицированный мужчина, и актриса, как квалифицированная женщина, — вот, собственно, кого воспитывает буржуазный театр. Но, для него, для театра индивидуалистического, это и значит формировать квалифицированного человека.
Г. Тот факт, что полуфеодальные эпохи приравнивали актрису к проститутке и лишь после долгой борьбы актриса становилась равной в обществе, — показывает, насколько театр шел впереди общества, будучи для него образцом и показывая ему дорогу. Первый этап женской эмансипации был совершен па театре.
Д. Точно также все новое в области быта и, главным образом, в области половых отношений, все т. н. «смелости» появлялись сначала на сцене и вообще, в актерской среде, лишь затем проникая в быт, как распространенное и «принятое» явление.
З. Можно было бы привести сотни конкретных примеров, многое множество других доказательств. — Я ограничиваюсь вышесказанным, так как мне хотелось только проиллюстрировать мою мысль.
Важно во всем этом вот что: современное производственно-театральное движение не есть продукт субъективных хотений, — оно является переводом на сознательно-организованные рельсы ТОГО, ЧТО ДО сих пор делалось хаотично, случайно, индивидуалистически, а главное - бессознательно и под фетишизированным «покровом» самодовлеющего сценического искусства.
Б. АРВАТОВ.
Журнал «Зрелища» № 3, 1923.