Изба-читальня. Часть 3. Избачи
Завершаем серию постов про «избы-читальни» 1920-х годов. В первых выпусках мы рассказывали про их назначение, общее устройство и оформление помещения. Герой финального выпуска — заведующий избой, просвещенец, носитель культуры, организатор всех процессов — «избач»!
***
Главной движущей силой «избы-читальни» как просветагитцентров на селе были сотрудники — «избачи». Они же — частая причина непопулярности «изб».
Кандидатура избача утверждалась местным Волполитпросветкомом. Помимо главных требований — быть комсомольцем или членом партии, от «избача» ожидали:
«Избач прежде всего должен быть хорошим организатором, должен быть политически грамотным и понимающим политико-просветительную работу.
На избаче лежит ответственность за правильную постановку работы избы-читальни в целом; на правильную организацию кружков и всех форм просветительной работы. Он должен уметь показать практически, как читать газету, как организовать стенную газету, как начать работу в кружке и многое другое.
Нужно, чтобы избач был также боевым, предприимчивым человеком, чтобы он знал и понимал жизнь деревни, постоянно был в курсе всего того, что постановили местный совет, ВИК, ГИК, ВЦИК, умел дать нужный совет».
«За избу-читальню». 1924. МИРА коллекция
Избачи в прессе
«Честный деревенский работник-комсомолец, избач тов. Краснов, выдерживающий на своих плечах всю культурную работу волости, на сей раз, очевидно, растерялся.
Шутка ли: 11 нагрузок! Стоит их здесь привести: 1) член волземкомиссии, 2) член правления мелиоративного т-ва, 3) кандидат в члены правления потребобщества и уполномоченный последнего, 4) член сельсовета, 5) председатель комиссии благоустройства, 6) агитпроп волкомсомола, 7) член бюро кредитных комсомольской ячейки, 8) член бюро ячейки безбожников, 9) член правления и секретарь сель-ККОВ, 10) технический секретарь партячейки и 11) волбиблиотекарь».
Вечерняя Москва, № 156. 11.07.1929
В помощь «избачу» рекомендовались все деятельные жители села.
«Культурные силы в деревне есть. Даже в самых маленьких деревушках, и надо не ждать, когда работники сами набиваться будут, а нужно выискивать их, присматривать подходящих и к просветительной работе приспособлять.
Учитель, агроном, милиционер, судья, налогоагент, страхагент, ветеринар, врач, фельдшер, пчеловод, красноармеец, кооператор, энергичный крестьянин, передовая крестьянка, всё это работники необходимые. Про коммуниста и комсомольца с пионером говорить нечего — они должны быть первыми.
Только каждого работника надо уметь к делу приставить, работу посильную дать».
«За избу-читальню». 1924. МИРА коллекция
Как только находились «культурные силы», рекомендовалось выработать план на ближайший квартал и действовать.
«Без работников, как телега без лошади, работа избы-читальни с места не сдвинется. <…> Ну, а кто за дело возьмется? И возьмутся, только по-товарищески обращаться нужно, помочь иному с места взять, а там, глядишь, разойдется, втянется в работу.
Агроном пусть беседу хорошую с крестьянами поведет; фельдшер и врач — лекцию по гигиене и санитарии прочтут, санитарное состояние деревни обследуют; кооператор — о деньгах, о товарах, о кооперации доложит; судья — о судопроизводстве расскажет... да мало ли дела и мало ли как можно каждого использовать».
«За избу-читальню». 1924. МИРА коллекция
Избачи в прессе
«В избу-читальню одного из сел Калининской области пришел однажды поп. Он предложил свои услуги в качестве «руководителя» кружка по изучению Конституции. — Разъяснять Конституцию, — сказал хитрый батя, — и в ваших, и в моих интересах. Давайте действовать совместно. Избач намекнул новоявленному «союзнику», что интересы трудящихся и интересы попов резко расходятся. Он отказался, конечно, от услуг предприимчивого церковника».
Вечерняя Москва, № 273. 29.11.1937
Отсутствие ответственных и деятельных «избачей» часто было главной проблемой функционирования в полной мере.
«…Работа велась недостаточно развернуто из-за отсутствия подготовленных избачей. Нехватка сотрудников, маленький опыт работы и недостаточный уровень их образования, текучесть кадров из-за низких зарплат — всё это делало невозможным постановку справочной и другой работы изб-читален на должный уровень.
Несмотря на постепенное увеличение финансирования культпросветучреждений, материальное положение их было всё еще неудовлетворительным. Многие избы-читальни размещались в ветхих зданиях без света и тепла, с провалившимися полами и дырявыми крышами. В некоторых избах-читальнях не было даже скамеек, и крестьянам, пришедшим послушать какой-либо доклад, приходилось сидеть на полу. Из-за отсутствия зимой дров некоторые избы-читальни на протяжении 2–3 месяцев были закрыты и не вели никакой работы».
Е. Званская. Доклад «Из истории библиотек Брянской губернии (1920–1929)»
Избачи в прессе
«В селе Бельском, в Западной Сибири, церковники пошли на такую хитрость: завели в «божьем храме» шахматы и настольный бильярд. В избе-читальне таких развлечений не было, избач не удосужился их организовать. И многие молодые колхозники стали захаживать в церковь. В перерыве между турами бильярда и шахмат поповская братия распространяла яд «духовной сивухи».
Вечерняя Москва, № 272. 28.11.1937
--------------------
Избачи в прессе
«В Серпуховском районе (у Москвы «под боком!») на 15 селений имеется одна изба-читальня. Библиотека в этой читальне «тает», она безнадзорна, так как избач постоянно находится в командировках. Кстати, избачи сплошь и рядом недостаточно культурны. Был случай, когда избач сдал в утильсырье сочинения Чехова, Короленко… В Тульском округе (Чернавский район) в избах-читальнях совсем нет новой политической литературы».
Вечерняя Москва, № 94. 24.04.1930
Главной установкой для начинающих избачей был лозунг «Плох избач — плоха и изба-читальня».
«Пусть изба-читальня имеет достаточное количество денежных средств, помещение, оборудование, литературу и не имеет толковых, любящих просветительное дело работников, изба-читальня захиреет, и проку от нее население не дождется».
«За избу-читальню». 1924. МИРА коллекция
Часть 1. Культурный центр 1920-х
Часть 2. Как украсить «избу-читальню»
Часть 3. Избачи