Изба-читальня. Часть 2. Как украсить «избу-читальню»

В первом выпуске мы рассказали про «Избы-читальни» как культурные агитцентры 1920-х годов, про их назначение и общее устройство. Сегодня зайдем внутрь, чтобы узнать, как и чем оформить помещение. 

Для «Избы-читальни», которая была одним из самых популярных мест для досуга и просвещения в сельской местности в советское время, было крайне важно создать «правильную» атмосферу внутри помещения.

Я на танцы не пойду,
Я теперь сознательна, —
А в читальне я найду
Книг, каких желательно.
Частушки о избе-читальне. «За избу-читальню». 1924. МИРА коллекция

И если к экстерьеру избы был понятный минимум требований — яркая вывеска, удобное расположение и ухоженность, то для наполнения пространства выпускались многочисленные рекомендации и инструкции.

«ИЗОработа в избе-читальне». 1931. МИРА коллекция
«Для волостной и сельской избы-читальни нужно помещение никак не меньше двух комнат. Одну для чтения газет, другую для совета, канцелярии, библиотеки и справочной работы. Но хорошо бы иметь комнату для работы кружков и комнату для лекций и театральных постановок».
«За избу-читальню». 1924. МИРА коллекция

Базовое наполнение «Избы-читальни» такое: красный уголок, книжный шкаф или витрина с книгами и газетами, сельхоз уголок, витрина крестьянки, стол справок, громкоговоритель, столы и стулья.

«Получено помещение — его необходимо оборудовать, т. е. окрасить. В комнатах избы-читальни следует развесить портреты вождей с краткими биографиями каждого, помещенными внизу рамы портрета, следует развесить плакаты, лозунги, соответствующие моменту, которые необходимо время от времени менять, чтобы они не надоедали. Одним словом, нужно украсить помещение как можно лучше, но так, чтобы не было лишнего и пестроты».
«За избу-читальню». 1924. МИРА коллекция

Интерьер избы. Архитектор Антон Лавинский. 1925. МИРА коллекция

Всю информацию о политической обстановке, новом быте и технических новинках рекомендовалось подавать максимально наглядно в формате лозунгов, плакатов и диаграмм, развешанных на стенах, но и ими рекомендовалось не переусердствовать.

«ИЗОработа в избе-читальне». 1931. МИРА коллекция
«Материал для разнообразия время от времени (особенно лозунги) следует вешать несколько наискось — «веером», треугольником. При развеске материала нужно постоянно добиваться единого, цельного впечатления от украшений».
«ИЗОработа в избе-читальне». 1931. МИРА коллекция

Трафарет для росписи занавесок. Худ.: Познев. МИРА коллекция

Главный материал для декора — красная ткань.

«Самый значительный расход на оформление составляет покупка красной материи. Здесь прежде всего нужно использовать старую материю, употребляемую для лозунгов и т. д. Для этого материю следует выстирать так, чтобы все старые надписи смылись. Если материя слишком полиняет, то ее можно выкрасить специальной краской для материи, продаваемой в аптекарских магазинах, кооперативах. Вообще же лучше всего для использования материи все надписи и лозунги делать из вырезанных бумажных букв, наклеиваемых клейстером на материю: можно выкрасить клеевой краской мешковину или деревенский холст. После того как краска (общий тон) подсохнет, делаются необходимые надписи, рисунки».
«ИЗОработа в избе-читальне». 1931. МИРА коллекция

Трафарет для росписи полотенца. Худ.: Познев. МИРА коллекция

Важную роль играл подбор литературы для посетителей.

«Литература в избе-читальне имеет решающее значение. Интересная книга, газета всегда привлекали и будут привлекать крестьянского читателя. Они в деревне еще гости, а не хозяева. Многие избы-читальни начали свою работу с книжки и газеты и сумели не только завоевать доверие крестьянина, но и получить от него материальную помощь. В первую очередь изба-читальня выписывает газеты».
«Прежде чем покупать или выписывать книги, нужно спросить у библиотекаря, в политпросвете или агитпропе Укома, какие книги наиболее нужны в данной местности и где легче всего подходящие книги достать. Поступив так, изба-читальня с наименьшей затратой денег приобретет интересные и нужные книги. Если в избе-читальне есть люди, понимающие толк в книгах, то можно им выписывать и из издательств и учреждений».
«За избу-читальню». 1924. МИРА коллекция

Список художественных произведений, которые могли быть использованы в целях санитарно-просветительской работы.

Алкоголизм. 
Толстой Л. Н. — «Первый винокур». Постановка. 
Чехов А. П. — «На большой дороге». Постановка.
Вопросы эпидемии. 
Горький М. — «Супруги Орловы». Чтение.
Венерические заболевания, проституция и вопросы пола. 
Горький М. — «Васька Красный». Чтение. 
Некрасов Н. А. — «Убогая и нарядная». Чтение. 
Чехов А. П. — «Припадок». Чтение. 
Косоротов — «Весенний порок». Постановка.

В целом при оформлении помещения главное нужно было помнить о двух задачах:

«Приступая к декорированию избы-читальни, следует помнить о двух очень важных задачах: первая — оформление должно способствовать созданию праздничного настроения у посетителей избы-читальни; вторая — оформление должно выполнять агитационно-пропагандистскую роль, помогая усвоению основного содержания задач кампании или революционного праздника».
«ИЗОработа в избе-читальне». 1931. МИРА коллекция
Успеваю утомиться 
За день натурально я,
Ночью мне газета снится
Да изба-читальня.
Частушки о избе-читальне. «За избу-читальню». 1924. МИРА коллекция

***

Часть 1. Культурный центр 1920-х

Часть 2. Как украсить «избу-читальню»

Часть 3. Избачи