Непрерывка
Советские эксперименты с календарём и рабочей неделей.
В мае 1929 года в Москве прошел Пятый Всесоюзный съезд Советов, на котором был утвержден план первой пятилетки, и как одним из способов реализации этой программы экономистом и революционером Юрием Лариным был предложен перевод промышленных предприятий на работу в течение круглого года, включая воскресенья и праздничные дни.
Идеи о реформировании хронометража рабочей недели поднимались еще в 1922 году, при разработке кодекса законов о труде, но впервые такой слом традиционной недели был реализован под принятый план пятилетки.
В августе 1929 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях Союза ССР»:
«Перед рабочим классом и бедняцко-середняцкими массами крестьянства стоят огромные задачи хозяйственного строительства и социалистического переустройства Союза ССР. Эти задачи установлены в пятилетнем плане народного хозяйства, утвержденном 5-ым Съездом Советов. В настоящее время вырисовываются возможности ускорения выполнения этого плана во многих его частях».
***
«Учитывая, что введение непрерывного производства, гарантируя существующие нормы отдыха, усилит хозяйственную мощь страны, обеспечит лучшее использование существующего оборудования, сократит сроки нового строительства и сроки реконструкции старых фабрик и заводов, даст дополнительные возможности развертывания промышленности и приведет, тем самым, к дополнительному и значительному увеличению числа занятых в промышленности рабочих.
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Признать необходимым уже с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство.
2. Непрерывное производство в предприятиях и учреждениях должно вводиться с полным соблюдением интересов занятых в них рабочих и служащих. В частности, и после перевода предприятий и учреждений на непрерывное производство для каждого рабочего и служащего не должно уменьшиться общее число дней отдыха в году и не должно увеличиться общее годовое число рабочих часов».
Согласно новым правилам, производственный календарь состоял из пятидневок с семичасовым рабочим днём, когда четыре дня были рабочими, а пятый — выходным. При этом все рабочие и служащие были разделены на пять групп, имеющих свой цвет: это желтый, розовый, красный, фиолетовый и зелёный. У каждой цветовой группы был свой выходной в этой пятидневке. Таким образом формировалась непрерывная рабочая неделя без общевыходных дней.
Табель-календарь непрерывка. МИРА коллекция
В качестве переходной формы для отдельных предприятий допускалась шестидневная рабочая неделя.
Официальными целями реформы были: увеличение ВВП, снижение себестоимости, уменьшение безработицы, повышение производительности труда, сокращение сроков пятилетки и построение социалистического быта. Также аргументировалось простоем станков, которые, как правило, были куплены за границей, и их нужно использовать как можно активней.
Такой уход от семидневной недели также должен был нанести сокрушительный удар по старому быту и в первую очередь по религии, традиционному укладу и социальным проблемам. Предполагалось, что будет сложно отмечать религиозные праздники, которые, как правило, завязаны на субботу и воскресенье. И отсутствие общих длинных выходных должно было помешать пьянству и собирающимся компаниям. Попадая в разные цветовые группы, выходные у них практически не пересекались.
Массовой агитации достаточно сложно было объяснить плюсы «непрерывки» экономическими выгодами, поэтому основной упор агитпропа шел на социальную и даже природную составляющую таких нововведений.
Фрагмент агитпостановки «Непрерывная». Полная версия. Публикуется по журналу «Малые формы клубного зрелища», № 9 за 1929 год. МИРА коллекция
Перед агитропом стояла задача разъяснить шесть основных организационных вопросов от населения:
1. Как рабочую организовать смену
Коллектив делился на пять групп или бригад, у которых были свои выходные. Плюс создавалась шестая — «скользящая» бригада, которая, например, могла работать за разными станками в зависимости от свободных мест. На деле это обернулось полной неразберихой, появилось такое понятие, как «обезличка», когда, каждый раз работая за разными станками, рабочие не хотели за ними ухаживать и отвечать за них.
Иногда руководители на местах неверно толковали «непрерывку» и буквально, устанавливая коллективу 30 рабочих дней в месяц
2. Какова будет судьба праздников и предпраздничного окончания работ на 2 часа раньше
Согласно принятому указу о «непрерывке», оставалось шесть официальных праздников с выходным днем:
— день памяти 9 января 1905 года;
— день памяти Ленина (22 января);
— дни Интернационала (1 и 2 мая);
— и дни годовщины Октябрьской революции (7 и 8 ноября).
3. Откуда взять дополнительных рабочих и работниц
Прямого ответа не существовало, в агитках можно встретить рекомендации:
«Имеется много безработных подростков, жен, вдов, сестер, младших братьев и т. д. в составе семей уже занятых рабочих».
Также по задумке реформаторов «непрерывка» должна была помочь с ликвидацией безработицы.
4. Как обеспечить в непрерывном производстве инженерно-техническим обслуживанием
5. В какой последовательности отрасли промышленности будут переходить к непрерывному производству
6. Как будет устроено культурное и торговое обслуживание рабочего населения
Досуговые и культурные учреждения также переводились на «непрерывку», что, по мнению авторов нового календаря, должно было решить проблемы организации досуга для каждой рабочей группы.
На деле, сами культурные организации, а в частности театр, столкнулись с еще большими трудностями перехода на «непрерывку». В отличие от производства, в театре не получалось ввести «скользящую бригаду», и приходилось организовывать несколько равноценных трупп на каждую постановку.
***
Про зарплату говорилось отдельно и сразу: получать работники будут столько же, но так как работать станут больше, то будут больше производить продукции, которая для них как для потребителей станет дешевле.
Но не только организационные и денежные вопросы волновали население, главной проблемой непрерывной недели стали вопросы быта. Имея в одной семье разные цветовые группы «непрерывки» со своими выходными, супруги могли вообще не пересекаться дома на общий выходной день.
Я вас ждала, бледнея от досады...
Лишь ночь и мрак живут в моей судьбе...
Увы, без встреч проходят дни декады:
Я — в группе А, а вы... вы — в группе Б!
Моей любви уж не справлять победу...
Погибло все... Судьба играет мной:
Как встречу вас? День выходной мой — в среду.
У вас — увы! — в четверг день выходной…
Романс. Журнал «Чудак», № 44 за 1929 год. МИРА коллекция
На деле организациям рекомендовалось идти навстречу семейным парам и ставить их в одинаковые цветовые группы. При этом в школах также вводится «непрерывка», в этом случае отмечалось:
«…вопрос об отдыхе детей (школьников) обычно не ставится. Родители привыкли, что всё равно они полдня дома и по будням».
Для молодежи, пока не имеющих семьи, рекомендовалось встречаться и развивать социальные связи с представителями своей цветовой группы «непрерывки»:
«Ведь ежедневно будет отдыхать одна пятая или одна шестая часть всего пролетариата — громадное количество людей».
В целом введение «непрерывки» сломало на повседневном уровне «канун», с которым часто связаны традиционные планы и привычки.
Эксперимент с непрерывной производственной неделей продолжался с 1929 по 1931 год, затем в СССР постепенно вернулись к традиционной семидневной неделе с привычными общими выходными. Но еще не раз календарь подвергался нападкам рьяных рационализаторов и экспериментаторов.