В лучах критики. Выпуск 4. Мещанский романс

Читаем отзывы советских граждан о популярной музыке 1920–1930-х годов и слушаем эту музыку. 

 

 

Эстрадовед и драматург Сергей Воскресенский критикует мещанские романсы на советской эстраде.

Главным потребителем мещанского романса в дореволюционное время был, по преимуществу, мелкий служилый люд.

Характерными образцами старого, мещанского романса, в свое время популярного и в среде обывателей-буржуа, были, например: «Крики чайки»: распространенный дуэт «Накинув плащ»:

«Накинув плащ, с гитарой под полою
К ее окну приник в тиши ночной.
Не разбужу ль я песней удалого
Роскошный сон красавицы младой...»

при чем последний нередко служил материалом для хорового исполнения.

Не помню сейчас названия некоего чувствительного мещанского романса, в котором после соответствующего вступления фигурировали такие стихи:

«Ветер листву не колышет,
В воздухе нега и лень,
Нас здесь никто не услышит
Мы удалимся в сирень».

Мещанский романс и прежде, как и теперь, проникал и в деревню. Вот образец подобного, так сказать, «деревенского» мещанского романса, слышанный мной в одной из деревень Олонецкой губ. более двадцати лет тому назад:

«.. Прихожу я на тую скамейку,
Где евонной была названа,
Все подруги меня примечали —
Почему я сегодня одна…»

Как правило, романсы этой категории, как прежние, так и настоящие, на ряду со слащавой сентиментальностью, упадочническими настроениями или описаниями нечеловеческих страстей, значительной степени безграмотны.

Примеров соответственно можно было бы привести массу, но здесь, в отношении старого мещанского романса, мы ограничимся уже приведенными и приведем только некоторые образцы, характеризующие нынешний мещанский романс.

«ДВЕ БУКВЫ»
Слова Кар. Осенина.
Музыка П. Прозоровского.
«В густой пыли заброшенной беседки,
Заваленной листвою тополей,
Нашел я две засохшие отметки,
Две маленьких отметочки давно минувших дней.
О, этот час мне в жизни самый яркий, 
Так радостно, так больно вспоминать...
Все заросло, заброшено в том парке...
Но мне ли буквы две в беседке не узнать?..
Вот видишь, там знакомая калитка, 
На месте дуба старый, старый пень,
Ах, если б знать, мой друг, какая пытка
Забыть про все, уйти давно, но помнить этот день...
Но не поймете, знаю, этих буквы, 
Как же понять отныне больше мне,
Что все равно остались только буквы.
Две буквы только, буквы две в беседке на стене...»
 
«СМЕЯЛИСЬ ДВЕ РОЗЫ ЛЮБЯ»
Слова И. Мельгорского.
Музыка В. Трахимовича.
«Две розы в хрустальном бокале,
Две розы из сказочных грез,
Две розы приветно кивали, 
Ласкали, ласкали до слез...
У себя я сегодня застал их
Нежданно, как солнце зимой.
Две розы... О, как целовал их, 
Сжимал их дрожащей рукой.
Две алые розы шептались,
Горели огнем их цвета,
Две розы друг другу признались:
Смеялись две розы, любя».
 
«НАШИ ВСТРЕЧИ» 
Слова Е. Ермака.
Музыка П. Эрлиха.
«Были, мой друг, у меня и другие,
Но ты между ними один, как звезда.
И дни, что с тобой сочтены, дорогие, 
Я их не отдам никому никогда.
Рефрен: Я шла вчера от вас домой.
В ушах звучали песни ваши.
И думала я все с тоской:
Не оборвать ли (2 раза) встречи наши».
«Ты первый сказал мне заветное слово.
Ты первый сорвал поцелуй с моих уст.
А то, что с другими, так гадко, не ново.
И мир без тебя пак печален и пуст».

Это образцы бессмысленной и безграмотной лирики мещанского романса.
А вот образцы явно упадочнического, с кабацким надрывом, романса, тоже современного, но уже псевдоцыганского.

«ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА - ВСЕ РАВНО»
Слова и музыка Л. Дризо.
«Сегодня пьем мы и поем,
Забыв о том, что тяжело.
Мы песней жгучей грусть зальем,
Что будет завтра — все равно...»
 
«ОБИДНО, ДОСАДНО!» 
Слова А. Кусикова.
Музыка Бакалейникова.
«Как раньше любил я цыганские пляски,
Тройки лихие и хмельный угар!
Все кануло в вечность, как в призрачной сказке...
Один я без ласк и без сладостных чар...
Обидно, досадно, до слез и до мученья,
Что в жизни так поздно я встретился с тобой».
 
«АХ, ВСЕ, ЧТО БЫЛО» 
А. Бессмертного.
«Все равно года проходят чередою 
И становится короче жизни путь.
Не шора ли мне с измученной душою
На минуточку прилечь и отдохнуть...
Ах, все, что было, 
И все, что ныло,
Это давным-давно уплыло,
Истомились лаской губы
И натешилась душа...
Ах, все, что пело,
Все, что млело,
Все давным-давно истлело.
Только ты, моя гитара,
Прежним звоном хороша».


***
Публикуется по книге «Эстрадные жанры», 1930 года. МИРА Коллекция. 
Фото. МИРА Коллекция

Мы используем файлы cookie и сервисы для сбора технических данных посетителей. Для получения дополнительной информации Вы можете ознакомиться с условиями и принципами их обработки. Если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.