Модернистская кухня: Европа и СССР

В рамках выставки «Городки Свердловска» Центр авангарда на Шаболовке реконструировал один из вариантов «кухонного элемента»-шкафа, представленного в статье Моисея Гинзбурга «рационализированная кухня» в журнале «Современная архитектура» 1929, №1.

«К чему сводится рационализация кухни? По-моему, этот вопрос есть вопрос рационализации самой хозяйки» (Тов. Кизимов, Цекомбанк, 1929)

ЛЕФовцы и конструктивисты, провозглашавшие идеи производственного искусства, пытались кардинально реконструировать советский быт. Главной целью было освободить женщину от тягот ведения домашнего хозяйства: для этого в новых домах проектировались встроенные ясли и деточаги, столовые и буфеты, куда привозили готовые обеды с фабрик-кухонь, автоматические прачечные. Жилой ячейке были оставлены только функции небольшого пространства для чтения и индивидуальной работы, отдыха, сна.

Тем не менее, даже наиболее радикально настроенные архитекторы понимали, что избавиться в новых домах от индивидуальных кухонь в ближайшие годы не удастся. Поэтому новая «рационализированная кухня» стала одной из значимых тем для проектирования в конце 1920-х годов. Для конструктивистов кухня – это маленькая фабрика, в которой протекает множество сложных процессов, конвейер по производству еды.

Журнал «Современная архитектура» 1929, №1.


Естественно, в этом они не были первопроходцами. Уже существовала усовершенствованная «американская кухня-шкаф», включавшая в себя плиту, холодильник, гладильную доску, шкафы и полки для посуды (но без раковины)

Журнал «Современная архитектура» 1929, №1.


Но настоящий переворот в проектировании кухонь был совершен в Германии. В 1926 году для программы строительства Нового Франкфурта Эрнста Мая австрийский архитектор Маргарете Шютте-Лихоцки разработала эргономичную кухню, рассчитанную так, чтобы минимизировать движения и перемещения хозяйки. Кухонный блок занимал площадь 1,9 х 3,4 метра, был вытянут по двум сторонам от центрального прохода. Под окном располагалось рабочее место хозяйки с выдвижным столом и вращающимся табуретом. «Франкфуртская кухня» включала в себя плиту, раковину и новое изобретение - сушку, множество шкафов, выкрашенных в отпугивающий мух сине-зеленый цвет, выдвижные алюминиевые контейнеры для круп и муки, откидную гладильную доску и подвижный светильник на рельсе. Элементы кухни можно было собирать по собственному усмотрению, как конструктор. Всего было произведено 10000 таких кухонь.

Проанализировав американский и европейский опыт, советские архитекторы предложили устанавливать кухонные элементы непосредственно в жилой комнате, так как при наличии хорошего «вытяжного шкапа», как они предполагали, никакого неудобства от приготовления еды быть не должно.

Моисей Гинзбург. Журнал «Современная архитектура» 1929, №1.


Эль Лисицкий. Журнал «Современная архитектура» 1929, №1.


Такие кухни-шкафы разрабатывались командой секции типизации Стройкома, которой руководил М. Гинзбург. В отличие от пошедшей в тираж кухни Шютте-Лихоцки, советская «рационализированная кухня» в массовое производство не пошла. Дело в том, что на рубеже 1920-1930-х годов мебельная промышленность в СССР практически отсутствовала, а мебель выпускалась множеством артелей по старым лекалам – не редкостью были и платяные шкафы в стиле модерн, и тяжеловесные «дореволюционные» комоды. Доподлинно известно о строительстве рационализированных кухонь-шкафов в ячейках типа «F» в доме РЖСКТ «Показательное строительство» на Гоголевском бульваре, 8, где их разрабатывал ближайший соратник Гинзбурга Соломон Лисагор.

В этом доме жили архитекторы-конструктивисты, так что, по сути, только им и пришлось воспользоваться результатами собственных наработок.

На выставке мы реконструировали один из вариантов «кухонного элемента»-шкафа, представленного в статье Моисея Гинзбурга «рационализированная кухня» в журнале «Современная архитектура» 1929, №1.

Текст — Александра Селиванова
Фото – Ольга Алексеенко


Выставка «Городки Свердловска: от архитектурного проекта к социальному опыту»

Кураторы — Лариса Пискунова, Людмила Старостова, Игорь Янков, Никита Сучков (Екатеринбург)
Куратор московской версии выставки — Александра Селиванова
Реконструкция ячейки типа «F» — Антон Кетов

Выставка проходит с 17 марта по 9 мая 2017 года в Галерее «На Шаболовке» (Центр авангарда) по адресу Серпуховский вал, 24, стр.2