Чего не видит глаз — Осип Брик

Отрывок из книги «Осип Брик. Фото и кино» издательства Ad Marginem 

Вертов прав. Задача кино и фотоаппарата не подражать человеческому глазу, а видеть и фиксировать то, чего глаз человека обычно не видит.

Кино- и фото-глаз могут показать нам вещи с неожиданной точки зрения, в необычной конфигурации, и эту возможность надо использовать.

Было время, когда казалось достаточным снимать вещи на уровне глаза человека, твердо стоящего на ровной земле. Потом человек задвигался, стал лезть на горы, ездить на паровозе, на пароходе, на автомобиле, взлетать на аэроплане, опускаться на дно морское. И всюду за ним следовал аппарат, фиксирующий то, что видел человек.

Точка съемки усложнилась, стала разнообразной, но ее связь с человеческим глазом, с его обычным кругом зрения не прерывалась.

А между тем эта связь необязательна; мало того, она излишне ограничивает, обедняет возможности аппарата. Аппарат может действовать самостоятельно. Может видеть так, как человек видеть не привык. Может подсказать человеку точку зрения. Предложить взглянуть на вещи по-иному.

Такого рода опыт проделал т. Родченко, засняв один из московских домов с неожиданной точки зрения.

Результаты получились чрезвычайно интересные. Знакомая вещь (дом) кажется никогда не виданной конструкцией, пожарная лестница — чудовищным сооружением, балконы — башней экзотической архитектуры. 

Глядя на эти кадры, не трудно представить себе, как могло бы в такой обстановке развернуться кино- действие и насколько оно было бы зрелищно — эффектней обычных натурных съемок.

Однообразие форм кино-пейзажа побудило кое-кого искать выхода в кино-декорациях, в кино- бутафории, в кино-сдвигах. Хотели заставить художников «придумать интересную натуру», построить «выдуманные дома», соорудить «несуществующую» природу.

Безнадежная затея. Фото-аппарат не терпит бутафории, безжалостно разоблачает всякий театральный картонаж, который хотят выдать за реальную вещь.

Выход не в этом. Выход один. Надо выйти из привычного круга человеческого зрения, надо на- учиться брать вещи аппаратом вне этого круга, тогда сразу не станет обычного однообразия, и мы увидим свою реальную, не бутафорскую действительность, но увидим так, как до сих пор видеть не умели.

Кино- и фото-глаз должны создать себе свою точку съемки, не подражая, а расширяя обычный круг зрения человеческого глаза.

Журнал «Советское кино», 1926.