«Ерыгин». Леонид Добычин
1.
Ерыгин, лёжа на боку, сгибал и вытягивал ногу. Её волоса чертили песок.
Затрещал барабан. Пионеры с пятью флагами возвращались из леса. Ерыгин поленился снова идти в воду и стёр с себя песчинки ладонями.
По лугу бегали мальчишки без курток и швыряли ногами мяч.
«Физкультура, — подумал Ерыгин, — залог здоровья трудящихся». Базар был большой. Стояла вонища. Китайцы показывали фокусы. На будках висели метрические таблицы.
— Подайте, граждане, кто сколько может, ежели возможность ваша будет.
Ерыгин прошёлся по рядам — не торгует ли кто-нибудь из безработных.
Перед лимонадной будкой толпились: товарищ Генералов, мордастый, в новеньком синем костюме с четырьмя значками на лацкане, его жена Фаня Яковлевна и маленькая дочь Красная Пресня. Наслаждались погодой и пили лимонад. Ерыгин поклонился.
По заросшей ромашками улице медленно брели епископ в парусиновом халате и бархатной шапочке и Кукуиха с парчовой кофтой на руке:
— Клеопатра — русское имя?
— Да.
— А Виктория?
Пообедав, Ерыгин свернул махорочную папиросу и уселся за газету. Видный германский промышленник г. Вурст изумлён состоянием наших музеев. Вот вам и варвары!
В дверях остановилась мать.
— Так как же на бухгалтерские? — Её бумазейное платье с боков было до полу, а спереди, приподнятое животом, короче. Бухгалтера прекрасно зарабатывают.
Ерыгин подпоясался, взял вёдра. На него смотрела из окна Любовь Ивановна. В кисейной кофте она одной рукой ощупывала закрученный над лбом волосяной окоп, другою с грацией вертела пион.
Против колодца, прищурившись, глядела крохотными глазками белогрудая кассирша Коровина в голубом капоте.
— Я извиняюсь, — сказала она. — Не знаете, откуда эта музыка?
— Возвращаются со смычки с Красной Армией, — ответил Ерыгин и пошёл, улыбаясь: вот если бы поставить вёдра, а самому — шасть к ней в окно.
Вечером Любовь Ивановна играла на рояле. Наигравшись, стала у окошка, смотрела в темноту, вздыхала и потрагивала голову — не развился ли окоп.
На комодике поблескивали вазы: розовый рог изобилия в золотой руке, голубой — в серебряной. Мать штопала. Ерыгин переписывал:
«Белые бандиты заперли начдива Виноградова в сарай. Настя Голубцова, не теряя времени, сбегала за Красной Армией. Бандитов расстреляли. Начдив уехал, а Настя выкинула из избы иконы и записалась в РКП(б)».
2.
Стояли с флагами перед станцией. Солнце грело. Иностранцы вылезли из поезда и говорили речи. Мадмазель Вунш, в истасканном белом фетре набекрень, слабеньким голоском переводила.
Они проезжали через разные страны и нигде не видели такой свободы.
— Ура! — играла музыка, торжествовали и, гордясь отечеством, смотрели друг на друга.
— Совьет репёблик!
— Реакшьон фашишт!
Возбуждённые, вернулись. Разошлись по канцеляриям. Товарищ Генералов сел в кабинет с кушеткой и Двенадцатью Произведениями Мировой Живописи, Ерыгин — за решётку. Захаров и Вахрамеев подскочили расспрашивать. Здоровенные, коротконогие, в полосатых нитяных фуфайках. Они, чёрт побери, проспали. Впустили безработных…
Небо побледнело. Загремела музыка. Любовь Ивановна зажгла лампу, подвила узел и приколола к кофте резеду.
Ерыгин взял с комода зеркальце, поднёс к окну и посмотрелся: белая рубашка с открытым воротом была к лицу.
Девицы выходили из калиток и спешили со своими кавалерами: торопились в сквер — в пользу наводнения.
— Под руководством коммунистической партии поможем трудящимся красного Ленинграда!
Ленинград! Ревёт сирена, завоняло дымом, с парохода спускаются пузатые промышленники и идут в музей. Их обгоняют дюжие матросы — бегут на митинги. В окно каюты выглянула дама в голубом…
— Да здравствуют вожди ленинградского пролетариата! — взревели трубы, полетели в черноту ракеты, загорелись бенгальские огни.
Осветилась круглоплечая Коровина, ухмыляющаяся, набелённая, со свиными глазками, и с ней — кассир Едрёнкин.
Из дворов несло кислятиной. За лугами, где станция, толпились огни и разбредались. Без грохота обогнала телега, блестя шипами.
Ерыгин отворил калитку. Над сараями плыла луна, наполовину светлая, наполовину чёрная, как пароходное окно, полузадернутое чёрной занавеской.
— Ты? — удивилась мать. — Скоро!
3.
«Настя» будет напечатана. Пишите…
У крыльца Любовь Ивановны соскочил верховой. Кинулись к окнам. Она, сияющая, выбежала. Лошадь привязывали к палисаднику. Ерыгин приятно задумался. Вспомнил строку из баллады.
— Кинематограф, — посмеялась мать и засучила рукава — мыть тарелки.
Золотой шарик на зелёном куполе клуба «Октябрь» блестел. Низ штанов облепили колючие травяные семена. Милиционер с зелёными и красными петлицами стоял у парикмахерской. Ему в глаза томно смотрела восковая дама.
Придерживая рукой под брюхом, на мост прискакали косматый Захаров и гладкий, как палёный поросёнок, Вахрамеев. Ерыгин пощупал их мускулы. Закурили махорку.
— Мы поступили на бухгалтерские.
— Нет, — сказал Ерыгин, — у меня в голове другое.
Он пошёл. Они взобрались на перила и спрыгнули.
Мадмазель Вунш, скрючившись, сидела под ракитами. В шляпе набекрень, она была похожа на разбойника. Ерыгин сделал под козырёк. Мадмазель Вунш не видела: уставившись подслеповатыми глазами на светлый запад, она мечтала.
За лугами проходили поезда и сыпали искрами. Стемнело. Сделалось мокро. Ерыгин измучился: ничего из жизни Красной Армии или ответственных работников не приходило в голову.
Шагает рота, красная, с узелками и вениками, хочет квасу…
Расскандалился безработный, лезет к товарищу Генералову. А у него на кушетке Фаня Яковлевна с Красной Пресней — принесли котлету.
— Товарищ, прошу оставить этот кабинет…
А постороннее, чего не нужно, вертелось:
Мадмазель Вунш, ещё молоденькая, слабеньким голоском диктует: «Немцы — звери». На столе клеёнка «Трёхсотлетие»: толстенькие императорши, в медалях, с голыми плечами и с улыбками… «До свиданья». Бродит лошадь. Бородатые солдаты молча плетутся на войну. У дороги стоит барыня — сует солдатам мармелад. Последние три штучки отдаёт Ерыгину…
На каланче прозвонили одиннадцать. Из-за крыш вылезла луна — красная, тусклая, кривая. Ерыгин стучался домой мрачный. Любовь Ивановна в ночной кофте, с бумажками в волосах, высунулась из окна и смотрела: к кому?
4.
Перед столовой «Нарпит» воняло капустой, и, поглядывая поверх очков, прохаживался около своего ящика панорамщик. Здесь Ерыгин замедлял шаги и, повернув голову, смотрел в окно. Видны были тарелки с хлебом и горчичницы. В глубине клевала носом плечистая кассирша.
— Бельгийский город Льеж посмотрите? — подкрадывался панорамщик.
Ерыгин встряхивался и бежал на бухгалтерские. Будет много получать, придёт пить пиво…
Глина раскисла. У Фани Яковлевны засосало калошу. Безработные не приходили. Ерыгин с Захаровым и Вахрамеевым сдвигали табуретки и болтали. Сблизив головы, смотрели, как Захаров рисует Германию под пятой плана Дауэса: дождь, плавают утки, рабочие с бритыми головами таскают камни, надсмотрщики щёлкают коровьими кнутами, из-под зонтика выглядывают социал-предатели, потирают руки и хихикают.
К праздникам подмёрзло. Выпал снег. Седьмого и восьмого веселились. Выбралась и мать в клуб «Октябрь». Возвращаясь, плевалась.
Висели тучи. С канцелярии убирали транспаранты и гирлянды из крашеных бумажек:
— Империалистические хищники, терзающие Китай! Прочь грязно-кровавые руки от великого угнетённого народа.
За рекой было бело — с чёрными кустиками. Сзади звонили. Навстречу мужики гнали коров. По брошенным вместо мостика конским костям Ерыгин перешёл через ручей.
Тащились с сеном. Тоненькие стебельки свисали и чертили снег… Что-то припомнилось. Барабанный треск, песок, тонко исчерченный… По зелёной улице с серыми тропинками разгуливают архиерей и нэпманша — затевают контрреволюцию. Интеллигентка Гадова играет на рояле. Товарищ Ленинградов, ответственный работник, влюбляется. Ездит к Гадовой на вороном коне, слушает трели и пьёт чай. Зовёт её в РКП(б), она — ни да, ни нет. В чём дело? Вот Гадова выходит кормить кур. Товарищ Ленинградов заглядывает в ящики и открывает заговор. Мужественно преодолевает он свою любовь. Губернская курортная комиссия посылает его в Крым. Суд приговаривает заговорщиков к высшей мере наказания и ходатайствует о её замене строгой изоляцией: Советская власть не мстит.
***
Леонид Добычин. Публикуется по сборнику «Встречи с Лиз», 1927 года.
Из собрания МИРА коллекция
