Бахметьевский гараж

Архитекторы: К.С.Мельников, В.Г.Шухов. 1926-1927.
Москва, ул. Образцова, 19а

Бахметьевский гараж — проект архитекторов Константина Мельникова и Владимира Шухова для английских автобусов фирмы «Лейланд», построен в 1927 году.

В 1924 году в Москве появляется первая внутригородская автобусная линия, по которой курсировали восемь автобусов «Лейланд», закупленных в Англии. С дальнейшим расширением автобусного парка Московское коммунальное хозяйство задумалось о строительстве автобусных гаражей.

Первый гараж, построенный в 1926 году на Большой Ордынке, оказался неудобными в использовании. В этом же году архитектор Константин Мельников получает заказ на проектирование гаража вместимостью в тысячу машин. После ознакомления с проблемами гаража на Большой Ордынке, Мельников пишет: «…я выехал на Ордынку и увидел: заграничных щёголей дёргали передним, задним ходом, с бранью пятили, укладывая на ночлег. Жаль стало истраченных слитков золота. В грёзах «Лейланд» рисуется мне породистым конём, он сам ставит себя на своё место в манеже. А машинам? Изъять из движения острые углы — получим прямоточную систему». 

Заинтересовавшись проблемой размещения машин в гараже, Мельников разрабатывает «прямоточную систему», смысл которой заключается в отказе от разворотов и заднего хода машины, автобусы должны заезжать, с одной стороны, и выезжать с другой. Сам архитектор называет эту систему «системой Мельникова».

Эскиз пятиэтажного варианта.

Первоначальный проект представлял собой пятиэтажное здание, где два нижних этажа находятся под землей, въезд и выезд производился по спирали, впоследствии Мельников отказывается от этого проекта.

Один из последних эскизов Бахметьевского гаража.

Внутреннее строение гаража не имеет перегородок и выполнено по принципу манежа, для создания внутренних перекрытий и конструкций Мельников обращается к архитектору Владимиру Шухова, автору Шаболовской телевизионной башни, который впервые в мире применил стальные сетчатые оболочки при строительстве зданий и башен.

Бахметьевский гараж начал частично эксплуатироваться 1 ноября 1927 года, уже через год после разработки проекта.

Дизайнеры Саша Браулов и Нася Коптева (52factory.ru) отразили функциональное назначение Бахметьевского гаража — хранилище, в емкости для хранения стикеров в канцелярском наборе «Русский Авангард».