«Половая проблема». Михаил Рохман
— Собственно, Щеткин Сергуня, или танцор, как мы его называли, вовсе и не танцор.
Какой же он танцор, ежели один раз в своей жизни и на танцульке то был?
А что он полы натирает и блеску им придает через посредство ножного движения, так это, так сказать, по специальности полотера.
Половой подход.
И, вообще, Щеткин Сергуня — симпатяга.
Только вот волосы у него выпамши; можно сказать, голое головное пространство.
Натрет, бывало, пространство свое парафином.
Блестит.
Сияет.
Зеркало.
И ежели, скажем, солнце в окошечко улыбнется, так по стенам от его головы зайчики прыгают.
А он за ими гоняется.
Вот дурень.
Точно догонит.
Откровенный человек был Сергуня.
Сам весь такой открытый и рубашки-то постоянно открытые носит.
Скажем, придет в какой богатый дом, так сразу и ляпнет:
— А покажите-ка ваши полы, которые загрязненные.
Те спервоначалу смутятся, ну а потом ничего.
Водят Сергуню по всей жилищной площадке и полы показывают.
— А для Сергуни разрешить «половую проблему» — плевое дело.
Поплясал, поплясал — и полтинник в кармане.
Ну, и его, полового спеца, Манька Вертихвостова и подцепила.
— «Пройдемтесь, — говорит — Сергей Иваныч, на лекцию в Домпросвет имени Главковерхова. Там нынче пол человеческий научно разбирать будут».
— «А зачем нам идьтить, — ответил Сергуня, — ежели там пол разбирать будут. Вот когда соберут по шашечкам, тогда и явимся. Мы уж лучше в киношку махнем».
Но Манька-то известная была зануда — уломала.
Пошли.
Пришли это в Домаросвет, а там это сидят люди, задумавшись, и половой вопрос в книжечке зарисовывают.
А старичек такой, сморщенный, говорит.
Поговорит, поговорит и вдруг у него нога из-под чашечки выскочит.
К нему, конечно, человек десять — скок.
Вправят.
И опять говорит — до второй ноги.
«Вот, говорит, «каков я есть человек, который в половом смысле с детства не был воспитан. А потому открыто теперь смотрите в окна полового вопроса и детей заставляйте смотреть».
Ну тут, конечно, в дискуссию стали пущаться.
Манечка это Сергуню в бок — указательным.
«Вы бы Сергей Иваныч, как спец насчет полов блеснули бы перед всею залою».
Сергуня и так и эдак.
— «Не могу-с, не подготовлен: ни парафина, ни щеток под рукою не имеется».
А она все на своем настаивает.
«Если любите — то блесните».
И Сергуня, действительно, блеснул.
Ну и говорил же.
Мать моя, говорил.
Золото, а не слова.
«Жизнь», говорит, «человека особенно бывает приятна, ежели в половом отношении чисто.
Следить надо за полом.
Натирать его каждую неделю.
Воском или мастикой из охры.
А пол, который шашечный или крашенный, — требует ухода, через посредство мытья».
Тут, конечно, его речь прервали бурные овации.
Договорить даже не дали.
Окружили это Сергуню, и не понять
Бьют ли его товарищи или товарищеское рукоприкладство производят.
Только вылетел Сергуня из Домпросвета пулею, а за ним Вертихвостка Манечка.
Идут это по улице и лаются полюбовно.
Вдруг подойди к Сергуне один такой в круглых очках и предложи:
«По провинции разъезжать не желаете ли?», чтобы Сергуня, значит, лекции читал о половом вопросе.
Манечка то сразу копейку унюхала.
Принялась за уговоры.
«Если любите, то согласитесь».
И уломала зануда.
Так и по сие время Щеткин по провинции катается.
Половые проблемы решает.
Денежки не малые имеет.
А все Манька.
Не будь ее, быть ему и сейчас полотером, а не лектором популярным.
Вот какие дела!
***
Михаил Рохман. Публикуется по сборнику «Советская эстрада», 1927 года.
Из собрания МИРА коллекция
