Как у нас одеваются

Текст: Г. Гайдовский
Публикуется по журналу «Четыре сезона», выпуск 3, 1928. МИРА коллекция

***

Прежде чем купить — примеряют сотни шляп

Костюмы, вечерние платья, джемперы, блузки, юбки, — как много нужно, чтобы считать себя «одетым»! Каким финансовым гением надо быть, чтобы выкроить из бюджета и на блузку и на костюм!..

Прошли времена, когда все ходили в серых, солдатских шинелях. Прошли времена, когда кожаная тужурка или френч, сшитые из старого пальто, казались верхом портняжного искусства...

Мы перестали есть мороженую картошку, и мы хотим прилично одеться.

Пусть мы не совсем умеем использовать «заграничную моду», пусть мы любим переборщить, пусть мы излишне укорачиваем, излишне стягиваем или распускаем. Но, с нас хватит — мы походили в отрепьях и теперь, на одиннадцатом году Революции мы хотим одеться...

Надо иметь много умения, вкуса и терпения, чтобы хорошо одеться.

Тут все: и недостаток денег, и не особенно значительные ассортименты наших магазинов, и большие очереди, и отсутствие сезонных товаров, заставляющих покупать вещи, так сказать, «впрок».

Женщины в магазине чувствуют себя как дома

В этом отношении женщины всегда значительно изобретательнее мужчин.

Мужчина — сух, неуклюж и неповоротлив. Ему всегда немножко неловко.

Он усиленно пытается придать своему лицу выражение знатока всех этих коверкотов, габардинов, шевиотов. Кто их разберет, что куда, и не продерется ли этот «бумажный коверкот» на коленях через два дня?..

Мужчина — скуп на слова.

Он смотрит жалобно на продавца и пытается в его бесстрастных глазах найти хотя бы крупинку сочувствия.

Он долго и напряженно мнет какой-нибудь злосчастный угол костюма в двух пальцах. Ему хочется купить костюм серого цвета, но неумолимый приказчик подсовывает коричневый...

Мужчина робко просит прощения у остальных покупателей за то, что задерживает продавца, и чувствует себя преступником, потому что заставляет важного работника прилавка помогать себе.

Когда надо купить костюм, устраивается маленькая конференция

Жалкое зрелище — мужчина в магазине готового платья.

Он сам прекрасно это сознает. Он просит жену, мать, сестру, а за неимением их, —соседку, помочь себе в этом трудном деле.

В таком случае он сиротливо стоит, пока его спутница заставляет сразу повеселевшего приказчика перевернуть полмагазина и стыдливо натягивает брюки, в то время как окружающие мужчины «одиночки» терпеливо ждут и завидуют...

Совсем другое дело женщины.

Какой хитростью, настойчивостью и терпением они обладают! Их не проведешь и не обманешь. Они примерят десятки костюмов, они сотни раз поглядят на себя в зеркало, они перейдут в другое отделение, потому что там светлее, и неважно если это отделение окажется мужским...

В Москве, на Петровке, существует «Ателье Мод».

Магазин этот, убивающий прохожих великолепием своих витрин и громким названием, ничего страшного собой не представляет, и глубоко неправы те, кто думает, что в «Ателье Мод» можно приехать только в «собственном автомобиле», и «собственный же лакей» должен нести чемодан с деньгами...

«Ателье Мод» одевает среднего служащего, который раз в году может позволить себе сшить костюм за 90 —100 р. В обычных магазинах Москвошвея готовые костюмы не превышают по цене 50—60 р.

Женщины изобретательны. В модных магазинах, при желании, можно наблюдать такую картину. Пришли две женщины. Внимательно следите за ними! Они долго разглядывают модные журналы, — все эти парижские, венские, берлинские «Шики». Они почти выбрали модель. Цена?..

— Ах, это очень дорого! А материал?

— Вот могу предложить зеленый...

— Что вы, зеленый?! Разве можно зеленый?!

Ну, конечно же, зеленый не подходит. И напрасно продавец доказывает, что, именно, зеленый хорош. Они-непреклонны. Они уходят...

В чем же дело?

Оказывается, они и не собирались вовсе покупать или заказывать туалет. Они пришли посмотреть новейшие журналы и выслушать совет опытного продавца: какой костюм наиболее подходит к фигуре заказчицы.

И будьте уверены — подруга покупательницы просто-напросто портниха, шьющая на дому. Она со всех сторон разглядела модель, она все вынюхала, и будет шить «парижский» туалет дома...

Самое трудное — это выбрать шляпу к лицу

Некоторые умудряются приводить с собой лиц умеющих рисовать и восстанавливающих дома просмотренные рисунки.

Это называется — «голь на выдумки хитра».

Женщина — требовательна, она хочет, чтобы было не только модно, но и удобно. Целый ряд женщин склонны пренебречь измышлениями мастеров модных магазинов. В этом отношении государственные предприятия идут навстречу, выпуская одежду отвечающую требованиям гигиены.

Вообще мода сейчас на редкость покладистая: нет мануфактуры — ну, что-ж пожалуйте юбки до колена, туфельки, а не ботинки, колпачок на голову вместо шляпы.

Чтобы подешевле, чтобы подоступней. И, конечно, это удобнее — телу легко и свободно, костюм приближается к одежде физкультурника.

Теперь все могут хорошо одеться — разница только в том, что одна надевает настоящие шеншиля, а другая — искусную подделку, стоящую во много раз дешевле. Одна носит драгоценное манто, а другая трикотажное пальтишко и, право же, вглядитесь внимательнее в лица, насколько свежее, насколько здоровее обладательницы этих пальтишек «на рыбьем меху»…

***

Малолетние модницы, зачастую, бывают требовательней взрослых

Недостаток средств породил особенный метод приобретения готового платья.

Для того, чтобы не ошибиться, для того чтобы никто потом не упрекнул, — едут всей семьей, а если есть родственники, то и с родственниками. В магазине устраивают диспуты и конференции...

Бывает это, обычно, после получек.

В такие дни магазины переполнены, рабочие с окраин едут в центр, не доверяя своим, окраинным магазинам, хотя сейчас Москвошвей бросил туда много готового платья.

«В центре — лучше!» — говорят они, и в такие дни в магазинах необычайная давка и духота. Продавцы буквально сбиваются с ног...

Покупатель выбирает подолгу, крепко, не боясь задержать очередь, и все понимают, что дело, действительно, серьезное: небось, покупаешь не на день, не на два, а на год...

По крайней мере, 90% москвичей одеваются сейчас в костюмы Москвошвея.

Готовое платье завоевало прочные симпатии среди населения. И удобней, и быстрей, и дешевле...

Москва одевается...

Чтобы видеть это — не надо заходить в магазин. Достаточно остановиться около витрины и поглядеть на тех, кто внимательно разглядывает выставленные костюмы, послушать разговоры и можно легко убедиться, что каждый из стоящих здесь уже наметил себе костюм — только не пришла его очередь, еще не собраны нужные рубли...

Мэри Пикфорд побыв в СССР, потом презрительно говорила, что на советских женщинах она видела такие платья, точно они ношены по четыре года, чищены и чинены...

Не будем обижаться.

Да, мы носим чищенное и починенное, но у нас нет резкого деления на кварталы богатых и бедных. У нас нет ослепительной роскоши, но и в отрепьях у нас не ходят. Мы одеваемся...